Меню
Адрес магазина

Мытищи, Осташковское ш., влд. 1Б, стр.1, помещ. № 1-5
пн-вс: 9:00 - 18:00

8 (495) 665-22-67 8 (903) 112-00-11
Войти

Винная категория

Вино в истории цивилизации

Винная категория23.04.2019Вино в истории цивилизации

Больше пейте, меньше закусывайте. Это лучшее средство от самомнения и поверхностного атеизма.Венедикт Ерофеев

Первым чудом, сотворенным Иисусом, было превращение воды в вино в Кане Галилейской. Каждый год это чудо вновь и вновь повторяют природа и руки виноделов. Божественная сила действует в святом причастии, где хлеб и вино превращаются в тело и кровь Иисуса Христа. Десятки раз вино и виноградная лоза упоминаются с разными оттенками смысла в текстах Ветхого и Нового Заветов.

Вино с древних времен рассматривалось как подлинно духовный напиток, как влага, наполненная жизненным огнем. Ничто из того, что мы потребляем, не связывает нас так крепко с природой, как вино и хлеб. Кажется, все, на что способно живое – подчиняться солнцу, бродить, перевоплощаться, ждать, смешиваться, стареть, утешать, - все это свойственно лишь вину и самому человеку. Человек в незапамятные времена сотворил вино, но и вино тысячелетиями творило человека.

Хью Джонсон, знаток истории вина, считает, что виноделие берет свое начало в Закавказье, на территории современной Грузии, и имеет шеститысячелетнюю родословную.

Званием первого винодела мифология наделила древнеегипетского бога Осириса, который отвадил людей от скотских обычаев и научил сеять злаки, выпекать хлеб, разводить виноград, варить пиво. Легенда гласит, что один раз в году, в день рождения Осириса, вода Нила превращались в вино. У греков с виноделием связан культ бога Диониса (Вакха), у римлян – Бахуса. Древние римляне не сразу додумались делать обрезку виноградных лоз, и они, опутывая деревья, поднимались порой очень высоко, так что сбор урожая был делом довольно рискованным. Идею обрезания винограда, по одной из легенд, подал людям…. Осел, который объел виноград, и те лозы, которые он успел ощипать, к следующему сбору урожая дали самые крупные гроздья.

Из Ветхого Завета мы знаем, что Ноев ковчег пристал к склону горы Арарат. Ной, спасшийся после потопа, посадил на новой земле, помимо оливкового и фигового деревьев, виноград, и это ознаменовало начало новой жизни человечества. Девятая глава Книги Бытия сообщает, что Ной выпил приготовленного им самим вина и опьянел… После того как Господь освободил землю от всех грешников и оставил только праведного Ноя и его семью, избранник Бога не смог удержаться от первого же соблазна – столь велик он был! Так в христианской и иудейской культурах виноград и вино обретают особое символическое значение, притом двоякое.

Способность же винограда, подобно лианам, виться, оплетать предметы, т.е соединять, связывать и при этом одаривать сладчайшими плодами, – эта способность закрепила за ним в религиозном сознании человека образ Райского сада.

Иисус проповедовал на Тайной вечере:*Я есмь истинная виноградная Лоза, а Отец Мой – Виноградарь*, *…а вы – ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем…* (Иоанн, 15:1).

Библия, как и Коран, учит умеренности в потреблении вина. Царь Соломон советует «огорченному душою» выпить и забыть о бедности и не вспоминать о своем страдании, но мудрец предупреждает и о пагубной силе вина «Глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное, и ты будешь как спящий, среди моря…» (Притчи, 23).

В Коране сказанное на эту тему еще суровей, но из магометан только ортодоксы-сунниты провозглашают полный отказ от вина. Мудрый Омар Хайям в одном из своих рубаи, ставшемхрестоматийным не только для мусульман, рассуждает:

Вино запрещено, но есть четыре «но»: Смотря кто, с кем, когда и в меру ль пьем вино.

При соблюдении сих четырех условий Всем здравомыслящим вино разрешено.

Средневековые мореплаватели, открывая новые земли, всегда приносили с собой в неизведанные края виноградную лозу как часть своей души и культуры. Так развивалось виноделие – вместе с расширением европейской цивилизации. В христианских странах, где вино было не только напитком, но и необходимым элементом в ритуале причастия, огромную роль в развитии виноградарства сыграли католические монастыри. Во время монастырской трапезы монахам, кстати, позволялось выпить около ¼ литра вина. Правда, вино, которое пили несколько столетий назад, например, мушкетеры Дюма, даже сравнивать нельзя с современным. Выдерживать вино тогда не умели, оно быстро портилось, старое вино считалось пропавшим и стоило гораздо дешевле молодого. Древние греки вообще хранили вино в амфорах и не знали бочек. Переворот в виноделии был совершен в 60-х годах Х1Х столетия, после опубликования знаменитого «Исследования вина, его болезней и причин, их вызывающих…» основоположника микробиологии и иммунологии Луи Пастера, который первым изучил химические механизмы превращения виноградных соков в вино и дал научные рекомендации по его хранению и старению. С этого момента стало возможным создавать высококачественные натуральные выдержанные вина, способные удовлетворить любой вкус. Пастер был горячим сторонником умеренного потребления вина, поскольку считал, что оно идеально сочетается с внутренней средой организма и обладает очищающими и укрепляющими свойствами. Однако бесстрастная статистика говорит, что только 10% человечества сегодня потребляет такое вино и эту толику составляет в основном население Западных христианских стран.

Вино удивительным образом объединило усилия людей и природы. Человеку, чтобы создать вино, необходимо было внимательно исследовать свойства почвы, рельеф местности, климат, «поведение» солнца, подобрать сорта винограда, научиться ухаживать за лозой – именно эти факторы влияют на качество урожая. Мозолистые руки и любящие сердца создают вино – живую гармонию виноградной лозы, земли и солнца.

В процессе создания вина все имеет значение: время и условия сбора урожая, способ ферментации, использование дубовых бочек для выдержки вина, смешивание, розлив, выдержка в бутылках… Но для получения удовольствия и пользы от вина важны еще соблюдение правил его хранения и подачи, а также знания о сочетаемости вин со всевозможными блюдами.

К вину как к продукту причастна целая цепочка людей разных специальностей – от вручную собирающих виноград сезонных рабочих до сомелье. Физически тяжел труд работников бодег, в сумрачных прохладных помещениях, среди стальных емкостей и тяжелых бочек выполняющих ежедневную работу, в которой из-за требований технологии сбавить темп можно только один раз в году – в первые три недели августа. Это традиционное время отпусков в бодегах. Постоянные рабочие на виноградниках, сотрудники опытных станций, энологи (специалисты-виноделы), заваленные бумагами работники аппаратов Регулирующих Советов испанских винодельческих регионов, виноторговцы – все эти люди помогают рождению чуда – виноградного вина.

Советуем Вам обязательно посетить одну из испанских бодег, чтобы лучше понять, какой колоссальный труд множества людей стоит за красивой бутылкой вина на Вашем столе.

Если люди довольно быстро разгадали лечебное воздействие вина, способного нейтрализовать не только меланхолию, то лечить от болезни виноградники они научились только после многих катастрофических потерь. Так, во второй половине Х1Х века европейские виноградники подверглись беспощадному нашествию филлоксеры. Филлоксера – это крошечный организм, тля, которая высасывает соки из растения и превращает виноградную лозу в труху. Завезена она была из Америки. Цветущая Бургундия, виноградники Бордо и Лангедока, Риохи и Пенедеса – все было в считанные годы изъедено филлоксерой. Позже все же удалось найти противоядие: к черенку американского винограда, устойчивого к филлоксере, привили европейскую культурную лозу. Такой гибрид оказался тле не по зубам. Победе человека над этим врагом был даже посвящен балет, а музыку к нему написал Антон Рубинштейн.

Отношение человека с вином всегда были непростыми. Всем, что попадает в руки человека, он злоупотребляет, не чувствуя меры. Это относится и к вину, и к развлечениям. Очевидно, что надо вести войну не против алкоголя, а против излишеств и злоупотреблений. Особенно осложнились отношения алкоголя и человека в современную эпоху, когда на рынке качественному виноградному вину противостоят крепкие спиртные напитки, пиво и дешевые подделки. Время от времени государство и общественные организации в разных странах объявляют крестовые походы против алкоголя, доказывая, что он губи семью, личность, разрушая здоровье людей. При этом неоправданно ставится знак равенства между натуральными качественными винами и дешевыми суррогатами, между культурным винопитием и пьянством. Такие акции порой приводят к невосполнимым потерям и новым тяжелым проблемам.

В великих винных европейских державах у производителей проблем тоже хватает. ЕС запрещаетрасширять виноградники. Чтобы завести свой виноградник необходимо представить документ о том, что кто-то в ЕС прекратил работу на равновеликом участке (В Испании это чаще всего в Ла-Манче). Необходимо к тому же заплатить огромные деньга за начало деятельности, которые идут на лицензию, налоги за каждый гектар земли, оформление бесчисленного количества документов для Совета Д.О. Цены на виноградники в перспективных областях Испании около 18 тысяч евро за один гектар.

Чтобы в финале этого очерка все-таки прозвучала оптимистическая нота, давайте вернемся к его началу и перечитаем пророческие слова Шарля Бодлера.

Поделиться в соц.сетях