Регионы
Итальянские вина по «градусу мейнстрима» проигрывают разве что французским. И если большинство даже выдающихся итальянских вин не так хорошо знакомы рядовому потребителю, то о Кьянти хотя бы слышали практически все неравнодушные. И действительно, это вино стоит того, чтобы о нём узнать чуть побольше.
Кьянти «вчера»
Многим из тех, кто отдалённо знаком с итальянскими винами, представляется вино Кьянти с петухом в качестве оригинальной символики, обязательно в пузатой бутылке, а на вкус – выраженно кисловатое. И всё это отчасти чистая правда, но именно что лишь отчасти, так как это вино намного интереснее.
Сухое красное вино Кьянти получило своё название попросту от наименования региона в Тоскане – итальянской провинции со столицей Флоренцией. В прошлые времена это вино было далёким от всего того изысканного шарма, которым оно наделено сегодня. Как и пицца раньше была едой беднейших итальянцев, так и Кьянти представляло собой низкоалкогольное и высококислотное вино, которым простые итальянские крестьяне запивали нехитрую трапезу. Его ещё и всячески упрощали и удешевляли путём добавления при изготовлении белых сортов винограда.
Согласимся – не шибко много гламура. Но времена меняются, Кьянти прошло весьма долгую эволюцию, и сегодня это уже совсем не тот простецкий «запивон», а одно из лучших вин Тосканы.
Кьянти сегодня
В нынешнее время Кьянти – это не единственное вино, а сразу несколько видов. Лучшие вина Кьянти - Классико, Руфина, Колли Сенези, Монтальбано с ещё дополнительным вариациями. Общее их свойство – насыщенность, выраженная фруктовость, сбалансированная танинность. И, конечно же, это вино имеет свою уникальную вкусовую индивидуальность, которую ему придаёт сам регион - его климат и состав грунтов.
Источником вкуса Кьянти является, конечно же, виноград. Основной красный сорт для производства этого вина – санджовезе. Довольно сложный и требовательный к условиям произрастания виноград, но при благоприятном стечении этих самых условий способный переродиться в поистине великолепное вино – многогранное, богатое, пряное и пышущее жизнью.
За всю историю Кьянти содержание сорта санджовезе в нём часто варьировалось. Более-менее устоялось что-то наподобие стандарта в середине 19-го века, когда барон Беттино Рикасоли загорелся идеей найти лучшее сочетание сырья для вина, которое одновременно было бы и повседневным, и пригодным к длительной выдержке.
Проведя бесчисленное количество экспериментов, барон всё-таки нашёл некую оптимальную формулу сортов винограда для производства вин Кьянти: 70% санджовезе, 15% канайоло и 15% мальвазия бианка. Такое сочетание стало считаться традиционным. Уже во второй половине 20-го века содержание белых сортов винограда в Кьянти разрешили сокращать, вплоть до того, что в 1995 году вовсе одобрили производство Кьянти из единого сорта – санджовезе.
На сегодняшний день достаточно 80% содержания санджовезе в вине, чтобы производитель вина мог маркировать его на этикетке как Кьянти.
Длительная выдержка в 38 месяцев вместо обычных четырёх или семи даёт право маркировать вино Riserva (ближайший пример - Antinori Chianti Classico Riserva).
Вино Кьянти Классико (маркировка Classico) подразумевает чуть более высокий алкоголь - 12%, что на полградуса выше других видов Кьянти; выдержанное в дубе не менее 7 месяцев; в нём запрещено использование белых сортов винограда. Хороший пример - Antinori Peppoli Chianti Classico.
Маркировка Superiore означает, что вино было произведено по более требовательной технологии, подразумевающей меньшую урожайность.
Что же до пузатой оплетённой бутылки «fiasco», то Кьянти действительно бывает в такой таре, но совсем не обязательно. Это всего лишь подражательный момент, выраженный в проявлениях итальянской культурной идентичности.
И всё-таки, почему петух?
На силуэт чёрного петуха в символике вина кьянти можно было бы вообще не обращать внимания – мало ли, что он значит. Однако с этим символом связана презабавнейшая история из прошлых времён и небольшая путаница в настоящее время.
Начнём с того, что производителей вина Кьянти немало, и далеко не все они в своё время вошли в сообщество, получившее название Консорциум Кьянти – а именно ему принадлежит идея такого символа. Поэтому, полагать, что силуэт чёрного петуха в обязательно порядке должен присутствовать на любой бутылке Кьянти – ошибочно.
А история чёрного петуха весьма курьёзная. В давние времена Флоренция и Сиена имели друг к другу серьёзные территориальные претензии. Разрешить спор горожане решили забавным способом. Было решено, что как только прокричат утренние петухи, из каждого города выедут навстречу друг другу гонцы. В месте их встречи и будет проведена граница.
Так и было сделано, и на том история себя бы исчерпала, если бы не флорентийский петух, который оказался не только петухом, но и «жаворонком». Животному явно не спалось, и пернатый флорентиец начал орать гораздо раньше своего Сиенского коллеги. Так или иначе, уговор дороже денег, и большая часть территории была отдана Флоренции, а жители Сиены до сих пор слегка недолюбливают флорентийцев.
Поделиться в соц.сетях